Уважаемые руководители!
В адрес Президента Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Правительства Иркутской области продолжают поступать обращения родителей (законных представителей) детей, обучающихся в образовательных организациях Иркутской области, касающиеся вопросов незаконных (необоснованных) сборов дополнительных финансовых средств на приобретение учебной литературы, проведение ремонтных работ, материально-техническое оснащение учебных кабинетов и т.д.
Анализ поступивших от родителей (законных представителей) обращений свидетельствует о нарушении руководителями образовательных организаций Иркутской области основных требований Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона
от 11 августа 1995 года № 1Э5-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», постановления Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг», Комплекса мер, направленных на недопущение незаконных сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных организаций Иркутской области, утвержденного распоряжением министерства образования Иркутской области от 13 сентября 2013 года № 899-мр (с изменениями, утвержденными распоряжением министерства
Руководителям муниципальных органов управления образованием
образования Иркутской области от 11 августа 2014 года № 822-мр) (далее - Комплекс мер).
Со стороны представителей образовательных организаций допускаются факты участия родителей (законных представителей) в благотворительной деятельности вне рамок норм и положений указанных актов. Зачастую правовая неграмотность руководителей образовательных организаций приводит к нарушению действующего законодательства в данной сфере.
Нарушение принципа добровольности при привлечении денежных средств родителей (законных представителей) обучающихся, требование внесения вступительного взноса при приеме ребенка в образовательную организацию, денежных средств на ремонт, приобретение оборудования и учебной литературы является незаконным, а также не имеет обоснованных причин.
Неисполнение нормативных правовых актов приводит к тому, что в образовательных организациях Иркутской области оплата за оказание дополнительных образовательных услуг, целевая спонсорская поддержка попечителей, социальных партнеров продолжает приниматься наличными денежными средствами, а не посредством перечисления финансовых средств на лицевые счета образовательной организации, органов государственнообщественного управления.
В ряде образовательных организаций ежегодные публичные отчеты о привлечении и расходовании дополнительных финансовых средств не рассматриваются на заседаниях общешкольных родительских комитетов, управляющих (попечительских) советов образовательных организаций.
Работа органов управления образованием с руководителями образовательных организаций, родительской общественностью по предупреждению нарушений законодательства при привлечении дополнительных финансовых средств носит формальный характер.
В соответствии с Комплексом мер руководителям образовательных организаций рекомендовано разместить на официальных сайтах контактные телефоны и адреса электронных приемных (в т.ч. правоохранительных и контрольно-надзорных органов) для обращений граждан по фактам незаконных сборов денежных средств.
По всем обращениям родителей (законных представителей), связанным с грубым нарушением порядка привлечения дополнительных финансовых средств, необходимо незамедлительно проводить служебные расследования.
Соблюдение прав обучающихся на получение доступного и бесплатного общего образования является одним из ключевых направлений реализации государственной образовательной политики в регионе, надеемся на понимание в вопросах строгого соблюдения норм действующего законодательства в сфере образования.
Е.А. Осипова |