Место проведения: п. Улькан, МОУ «Ульканская СОШ №2»
Время стажировки: 06 декабря 2016г.
Участники: специалисты РОО, руководители ОУ, заместители руководителей ОУ, руководители РМО, учителя.
Организаторы: администрация, педагоги, родители, обучающиеся.
Актуализация темы работы стажировочной площадки
«Условия достижения и оценка планируемых результатов освоения ООП ООО»
Изучая условия достижения и оценку планируемых результатов освоения ООП ООО, мы познакомились с методическими материалами учителя, действительного члена (академика) Российской академии образования, доктора педагогических наук Марка Максимовича Поташника. Автор рекомендаций обращает внимание на шесть принципиальных новшеств, являющихся обязательными для овладения и реализации учителями в соответствии с ФГОС:
Первое новшество. Обеспечение и реализация только субъектной позиции учителя и ученика в образовательной деятельности;
Второе новшество. Разработка учителем на базе основной образовательной программы школы рабочих программ, учитывающих особенности классов (где учителю придется работать в текущем году), а также индивидуальные особенности учащихся этих классов( обученность, обучаемость, реальные учебные и воспитательные возможности), включая особенности профильного, инклюзивного образования, обучения детей на дому, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях, и тд.;
Третье новшество. Формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования на уроках и во внеурочной работе;
Четвертое новшество. Обязательность разнообразной внеурочной работы (в соответствии с рабочими программами), не являющейся дополнительным образованием;
Пятое новшество. Оценка (а значит, при необходимости и самостоятельная разработка критериев, иных способов оценивания) метапредметных и личностных результатов образования учащихся;
Шестое новшество. Обязательное обучение детей проектной и исследовательской деятельности.
Субъектная позиция учителя и ученика в образовательном процессе - первое из шести обязательных новшеств, вводимых ФГОС. Субъект - это индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в преобразовании себя и окружающей действительности. Применительно к учителю или ученику: субъект - это тот. кто сам ставит перед собой цели, сам ищет способы их реализации и осуществляет их, сам оценивает результаты. Если ещё проще, то субъект сам планирует, осуществляет и анализирует свою работу, ничего ни у кого не списывая, ни на кого не кивая, сам себя мотивирует и несет ответственность и за то, что и как делает, и за результаты. Учитель (и ученик), если он субъект, всегда активен, что означает означает способность к инициативным действиям, имеющим побудительную причину (мотив) в самом себе.
Почему новые стандарты так серьёзно требуют от учителя и ученика выработки в себе и обязательного осуществления именно субъектной позиции в работе?
Во- первых. Всё . что навязано человеку сверху, не приживается в нем, раньше или позже отторгается по мере того, как он становится личностью. Субъекту ничего навязать нельзя,
поскольку он будет требовать обоснований, разъяснений, доказательств, ответов на вопросы «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», и пока не поймет и добровольно не примет предложенное, пока оно не станет собственным, он и выполнять ничего не будет или будет имитировать подчинение, а делать по - своему.
Во-вторых. В основе ФГОС лежит деятельностный подход, а деятельность, как известно, включает личный мотив, самостоятельную постановку целей, выбор содержания и способов работы и тд., что возможно только при субъектной позиции человека ( и учителя , и ученика) в работе и учебе.
В - третьих. Только субъектность может проявлять самостоятельность в работе, вырабатывать ее в себе и нести ответственность за самостоятельный выбор решения, действия, поступка.
Таким образом, учителю с субъектной позицией на основе стандартов нужно проявить недюженную волю, чтобы отказаться от монологического объяснения нового материала на всех уроках, а подумать , изобрести, создать проблемную ситуацию на уроке, чем вызвать интерес и желание детей самим сформулировать цель, самим освоить хоть часть материала. Учитель - субъект не побоится предоставить детям самостоятельность в поиске решения, не побоится привлечь их к оценки результатов своего труда. Как бы не было трудно помогать детям находить личностный смысл изучаемого материала, это стоит делать , потому , что личностный смысл нередко приводит к возникновению мотива учебы, то есть желания школьника учиться, а это едва ли не главная гарантия успеха и учителя , и ученика.
Сегодня мы делимся опытом создания условий в области третьего новшества - «Формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов образования на уроках и во внеурочной работе», пятого новшества - «Оценка (а значит, при необходимости и самостоятельная разработка критериев, иных способов оценивания) метапредметных и личностных результатов образования учащихся», и шестого новшества - «Обязательное обучение детей проектной и исследовательской деятельности».
В заключении хотелось бы обратить внимание на высказывание О. Бальзака «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти», а в нашем случае идти дружно и вместе.
Программа
работы стажировочной площадки
«Условия достижения и оценка планируемых результатов освоения ООП ООО»
Желтый – учебные задачи
Синий – формирующее оценивание «Условия достижения и оценка результатов освоения ООП ОО»
Зеленый – Индивидуальный итоговый проект
№ п/п
|
Мероприятие
|
Место
проведения
|
Время проведения
|
Ответственный
|
1
|
Регистрация
|
Рекреация
1 этаж
|
9.00 – 9.30
|
Рязанова Т.М., Добрынина Н.В.
|
2
|
Завтрак
|
Столовая
|
9.00 – 9.30
|
Онищенко Д.С., Рязанова Т.М.
|
3
|
Открытие стажировочной площадки
Актуализация темы «Условия достижения и оценка результатов освоения ООП ОО»
|
2-09
|
9.30 – 10.00
|
Чупановская А.Н.
Русанова Е.П., Борзенко Т.И.
|
4
|
Установочный семинар
|
|
|
|
4.1.
|
Желтый «Структура и содержание учебного задания с учетом требований ФГОС. Рекомендации по разработке учебных заданий»
|
1-05
|
10.10 – 10.40
|
Тримасова И.А.
|
4.2
|
Синий «Формирующее оценивание как средство управления качеством образовательного результата обучающегося»
|
2-08
|
10.10 – 10.40
|
Кузьмина Ю.П.
|
4.3
|
Зеленый «Индивидуальный итоговый проект как элемент оценки результатов освоения ООП ОО»
|
3-05
|
10.10 – 10.40
|
Арбатская А.Н.
|
5
|
Линейка уроков
|
|
|
|
5.1
|
Урок (английский язык)
|
|
10.50 – 11.20
|
Михеева Л.Н. (Тримасова И.А.)
|
5.2
|
Урок (истории или обществознания)
|
2-05
|
10.50 – 11.20
|
Глухова Ю.В. (Борзенко Т.И.)
|
5.3
|
Урок (начальная школа)
|
2-01
|
10.50 – 11.20
|
Шамаль И.В. (Кузьмина Ю.П.)
|
5.4.
|
Урок (математики)
|
2-06
|
10.50 – 11.20
|
Гилевская Е.В. (Борзенко Т.И., Шуберт Е.П.)
|
5.5
|
Защита индивидуальных итоговых проектов
|
|
10.50 – 11.20
|
Пастарнак И.В., Рязанова Т.М.
Арбатская А.Н., Шестакова Г.А.
|
|
Кофе-брейк
|
|
11.20 – 11.40
|
|
6.
|
Методический практикум
|
|
11.30 – 12.10
|
|
6.1
|
Проектирование урока на основе учебных задач
|
1-05
|
11.40 – 12.10
|
Тримасова И.А.
|
6.2
|
Практикум по формированию оценки
|
2-08
|
11.40 - 12.10
|
Кузьмина Ю.П.
|
6.3
|
Глобальная школьная лаборатория
|
3-05
|
11.40 – 12.10
|
Арбатская А.Н., Сотникова И.Л.
|
7.
|
Внеурочная деятельность как одно из условий достижения планируемых результатов
|
|
12.20 – 12.40
|
|
7.1
|
Внеурочное занятие «Белый слон»
|
|
12.20 – 12.40
|
Столповский В.П.
|
7.2
|
Студия игры на гитаре
|
|
12.20 – 12.40
|
Кац.А.В.
|
7.3
|
Виртуальная экскурсия «Мой Улькан»
|
|
12.20 – 12.40
|
Самарина Г.А.
|
7.4
|
Лаборатория «Юный химик»
|
|
12.20 – 12.40
|
Бакурова Т.П.
|
8.
|
Образовательный квест – как инструмент достижения планируемых результатов
|
2-05, 2-06, 2-07, 2-08, 2-01, 2-09 (эксперты)
|
12.50 – 13.20
|
Краева О.С.
Борзенко Т.И.
|
9.
|
Итоги дня
|
2-09
|
13.20 – 13.40
|
|
9.1
|
Заполнение «Дневников стажера»
|
2-09
|
13.20 – 13.40
|
Тримасова И.А.
|
9.2
|
Рефлексия
|
2-09
|
13.20 – 13.40
|
Борзенко Т.И.
|
10.
|
Обед
|
Столовая
|
13.40
|
Рязанова Т.М., Онищенко Д.С.
|
Материалы для загрузки: Материалы по работе стажировочной площадки «Условия достижения и оценка планируемых результатов освоения ООП ООО». |