Суббота, 20.04.2024, 03:04
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [11]
Правовая информация [1]
ПОГОДА
Гидрометцентр России
Дошкольное образование
  • МДОУ "Елочка"
  • МДОУ "Брусничка"
  • МДОУ "Рябинка"
  • МДОУ "Тополек"
  • МДОУ "Солнышко"
  • МДОУ "Белочка"
  • Общее образование
  • МБОУ "Магистральнинская СОШ № 22"
  • МОУ "Магистральнинская СОШ № 2"
  • МОУ "Ульканская СОШ № 2"
  • МОУ "Ключевская СОШ"
  • МОУ "Карамская ООШ"
  • МОУ Казачинская СОШ
  • МОУ "Окунайская СОШ № 1"
  • МКОУ "Ульканская ООШ № 1"
  • МКОУ"Небельская ООШ"
  •  Официально РОО
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Введение должности «педагог-библиотекарь» в образовательных учреждениях

    Источник:  Журнал "Нормативные документы образовательного учреждения" №12  2011 года

     24 июля 2011 г. официально вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования«» (зарегистрирован Минюстом России 01.07.2011, регистрационный № 21240), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2010, регистрационный № 18638). Указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности «педагог-библиотекарь».

    Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – учреждения).

    В связи с нормативно-правовым введением новой должности «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении. К их числу относятся и следующие вопросы, ответы на которые будут представлены ниже.

    1. Означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» наличие этой должности в библиотеках образовательных учреждений становится обязательным, а должности библиотечных работников подлежат исключению из штатных расписаний учреждений?

    2. Если в штате учреждения имеется должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря?

    3. Если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удов­летворять требования библиотечных работников данных учреждений о переводе их на должность педагога-библиотекаря?

    4. Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогических работников?

    5. На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую работу?

    6. Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет и от чего зависит размер должностного оклада?

    7. Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педагогических работников?

    Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

    Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означает, что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все должности библиотечных работников, включая заведующих библиотеками.

    Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в т. ч. об исключении должности библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.

    Следовательно, руководители учреж­дений вправе самостоятельно принимать решения о комплектовании кадров и наименовании должностей сотрудников, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении, поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

    В крупных общеобразовательных учреж­дениях с большим количеством классов при наличии объективных условий и финансовых возможностей в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в т. ч. и библиотечными работниками, и педагогами-библиотекарями.

    Поэтому если учреждение сочтет целе­сообразным с учетом имеющихся ресурсов, в т. ч. финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена должность библиотечного работника, но не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта должность должна быть исключена и введена другая требуемая должность.

    Если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание работодателю необходимо будет провести ряд действий, предусмотренных при сокращении штата работников, в т. ч.:

    письменно персонально предупредить работника под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата и предложить ему имеющуюся работу (как по вакантной должности или соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);

    уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственные органы службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации») и выборный орган первичной профсоюзной организации данного учреждения (ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ)).

    Если работник, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на должность педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция, а также условия трудового договора, целесообразно в дополнительном соглашении предусмот­реть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.

    В случае отказа работника от перевода на другую должность либо если у работодателя нет работы, соответствующей квалификации работника (в т. ч. когда у работника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, требуемое для занятия должности педагога-библиотекаря), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

    Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмот­ренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, производится в соответствии со ст. 373 ТК РФ с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и обеспечением социально-трудовых гарантий в связи с сокращением численности или штата работников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т. д.).

    Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения работника по сокращению численности или штата в судебном порядке может повлечь: признание увольнения незаконным и необоснованным; восстановление работника на прежней работе; выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда; юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.

    Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в т. ч. при назначении на должность педагога-библиотекаря или переводе на эту должность библиотекаря, допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

    Так, п. 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомен­дации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

    Должности работников в библиотеках учреждений и их функциональные обязанности

    При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях должностей работников) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.

    Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н «Об утверждении Единого квали­фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»» (зарегистрирован в Минюсте России 24.05. 2011, регистрационный № 20838).

    Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической работы не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педагогическая работа им должна оплачиваться дополнительно.

    Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и иные работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую работу по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые преду­смотрены учебным планом либо образовательной программой, или вести занятия в кружке.

    За преподавательскую работу библиотечным работникам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.

    Педагогу-библиотекарю, согласно ут­вержденной квалификационной характеристике, помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа. Она может быть связана с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности в кружковой, клубной и иных формах работы. Педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

    При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза работников образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого работника, даже если именовать его должность «педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

    Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

    Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый «Должности педагогических работников». Это означает, что должность «педагог-библиотекарь» отнесена к должностям педагогических работников.

    Вместе с тем отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педагогических работников само по себе не означает, что на работника, который будет занимать указанную должность, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педагогических работников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемой должности, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.

    Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педагогических работников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, и прежде всего:

    в приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 г.), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педагогических работников;

    постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (с изм. и доп.), которым определяется продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска.

    Кроме того, необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и ст. 55 Закона РФ «Об образовании».

    Так, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста.

    Вместе с тем трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается досрочно, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Однако поскольку должность педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии. Для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения – наличие требуемого для ее назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком.

    Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.

    Если педагогическим работникам федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен п. 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

    В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, с учетом перечня должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.

    Педагогические работники образовательного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню их профессиональной переподготовки имеют право не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Указанные требования установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.

    Таким образом, основные права педагогических работников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и иными нормативными правовыми актами, могут быть распространены на педагогов-библиотекарей. Как правило, это возможно только на основании подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

    Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться, не только права, но и обязанности, установленные для педагогических работников законодательством Российской Федерации.

    Аттестация педагога-библиотекаря

    К числу обязанностей педагогических работников относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, которая проводится один раз в 5 лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г.

    При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 18 указанного порядка не подлежат аттестации педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет. Таким образом, работники, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

    К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через 2 года после установления ему первой квалификационной категории. При этом всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей должен осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, а также с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

    Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

    Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти работники в том же образовательном учреж­дении при наличии соответствующей подготовки могут осуществлять преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа, так же как и для других работников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

    Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

    Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 г. при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.

    В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику, в т. ч. педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.

    Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), а также системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).

    Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты). А условия оплаты труда, определенные коллективным договором (соглашениями, локальными нормативными актами), не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

    Так, в соответствии со ст. 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда, определенные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Указанные документы не должны противоречить нормам федерального законодательства.

    Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда работников.

    Из изложенного следует, что регулирование вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей, в т. ч. при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному: с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в т. ч. в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.

    Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда работников образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утверж­денных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», то должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена. Следовательно, по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.

    Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз работников образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, а также подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, о которых было указано авторами в настоящем комментарии.

    Секретарь-заведующая правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования 
    Ж.П. Осипцова

    Эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования 
    В.Н. Понкратова

     



    Источник: http://Журнал "Нормативные документы образовательного учреждения" №12 2011 года
    Категория: Мои статьи | Добавил: roo (30.01.2015)
    Просмотров: 5635 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Copyright MyCorp © 2024
    Поиск
    ВРЕМЯ
    Календарь
    Нужные ссылки
  • Министерство образования Иркутской области
  • Образование Приангарья
  • Территориальный ресурсный центр
  • Управление Роспотребнадзора в Иркутской области
  • Министерство Просвещения РФ
  • Институт развития образования
  • Иркутский Институт повышения квалификации работников образования
  • Информационно-куммуникационные технологии в образовании
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Портал «Российское образование»
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Конструктор сайтов - uCozЯндекс.Метрика
    Рейтинг@Mail.ru